Цель и мотивы деятельности

Цель и мотивы деятельности

Мотив, потребность, цель.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория «поля» К. Левина (см. Топологическая психология), этология), детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами (психоанализ), иерархия мотива (психоанализ, «гуманистическая психология» и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотива. Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является одной из центральных задач формирования личности.

ЦЕЛЬ— осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель — всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях: 1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система; 2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности. Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное — разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

Читайте также:  Можно употреблять алкоголь при лечении простатита

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 240 ; Нарушение авторских прав

Мотивы и цели в психологии

Цели и мотивы деятельности

Деятельность начинается с определения объективного явления — целые. Цель выступает не как зеркальное отражение явления, а как переработанная личностью динамическая модель будущего результата деятельности. Действия, су укупнистю которых определяется деятельность, управляются и регулируются ее мстою. Это четко можно проследить, наблюдая за работой кузнеца. Чтобы изготовить свое изделие, в процессе трудовой деятельности кузнец постоянно контролирует силу, ритм и направление удара молота зависимости от того, что он хочет изготовить из кусочка металла. Целью деятельности выступает. ЕЕ продукодукт.

Вторым звеном структуры деятельности выступают мотивы. Эта категория уже рассматривалась в структуре личности, но, учитывая психологический постулат единства сознания, личности и деятельности, мотивы и нужно рассматривать и в ракурсе процесса деятельности случае мотив выступает как психическое явление, является осознанным толчком к определенной деятельности и побудительной причиной диії.

Мотив тесно связан с целью, потому что он побуждением или устремлениям достичь ее. Но мотивы могут отделяться от целей и перемещаться на саму деятельность (игра, работа»из любви к искусству») аб потому на один из ее результатов. Мотивы человеческой деятельности очень многогранны, поза как вытекающие из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественного жизненнольного життя.

Мотивы человеческой деятельности могут быть разнообразными: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные

Тип мотива характеризуется доминирующим видом деятельности. Мотивы делятся на потенциальные и актуальные. Различаются они между собой по мере включения в структуру деятельности

Существует интересная теория. А. Адлера (1870-1937), согласно которой ведущим мотивом человеческой деятельности является»врожденное стремление к превосходства, к власти»Он считал, что источником данного стремления является чувство неполного ноцинности, присуще каждому человеку, и попытки компенсировать свои слабости и развивать неполноценные функции. Непосредственно своей деятельностью и»делами»человек стремится преподнести себя в глазах окружая х и в собственном представлении о себсному уявленні про себе.

Следующим звеном схемы деятельности выступает способ ее выполнения. Он зависит от целей и мотивов и, учитывая их, выполняется соответствующими навыками и умениями

Заключительная подструктура деятельности — это ее результат, основной особенностью которого является его соответствие цели

Все структурные компоненты деятельности выступают в различных формах своего проявления, в сознании личности и ее поведении

Виды деятельности

Деятельность очень разнообразна по проявлениями своих видов. Первый вид человеческой сознательной деятельности — это игра. Это специфический вид. Он является не только выражением определенного отношения личности к окружающему с среды, но и источником разрядки напряжения, возникшего под влиянием актуальных потребностей человекини.

Игровая деятельность — это вид осознанной деятельности, где целью является субъективное удовольствие от процесса самой игры. В основном игровая деятельность наблюдается у детей. В игре впервые формируется и проявляется ся потребность ребенка воздействовать на мир. Игра имеет развивающее значение, а также выступает способом реализации детских потребностиреб.

Различают несколько типов игр

Индивидуальные игры представляют собой деятельность, которую выполняет один человек. Групповые игры включают в свой процесс нескольких индивидов. В предметную игру включены некоторые предметы. Сюжетные игры разворачиваются за некоторый ним сценарию, воспроизводя его основные детали. Ролевые игры ограничивают деятельность человека ролью, которую она берет на себя. Игры по правилам регулируются определенной системой требований к деятельности ее учасникиників.

Читайте также:  Циклоферон, таблетки 150 мг, 10 шт

Труд — это ведущий вид человеческой деятельности, направленный на производство определенных общественно полезных, материальных или идеальных продуктов. Предметом психологического познания выступают компоненты труд шего деятельности и условия, в которых она происходит (как внешние, так и внутренние). Цель деятельности лежит в продукте ее конечного результата. Конечно, мотивом трудовой деятельности одного человека становятся продукты деятельности других людей, продукт общественной деятельности. Ведь один человек не может производить все нужные ему предметмети.

Основные мотивы трудовой деятельности человека выражены в ее отношении к труду

Труд выступает основным средством формирования личности. По словам. С. Л. Рубинштейна,»в процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется я в труде»Аксиомой выступает его утверждение:»Труд — основной закон развития человекаон розвитку людини».

Существует еще один вид деятельности, в котором по-своему проявляется и формируется человеческая личность и сознание — обучение

Обучение — это целенаправленное усвоение системы знаний, навыков и умений для успешной деятельности

Цель, которую достигает обучения, заключается в подготовке объекта к будущей деятельности

Обучение — не только пассивный процесс восприятия знаний, но и усвоение (переработка, анализ и т.д.) оптимальных приемов, проверенных опытом человечества

Овладение знаниями происходит во время обучения, центрального частью которого является процесс прочного усвоения знаний. В этом процессе выделяется четыре этапа:

1. Начальный этап восприятия, или первое знакомство с материалом. Восприятие учебного материала обусловлено предпосылками, которые были созданы до его восприятия и создаются в процессе восприятия

То, как материал воспринимается, зависит от формы его подачи

2. Восприятие материала тесно связано с процессом осмысления — проникновением, глубоким раскрытием содержания знаний

Прочность усвоения знаний существенно обусловлена ??характером и качеством изложения материала

3. В процессе закрепления знаний значительную роль играет повторяющееся воспроизведение осмысленного и усвоенного материала. Чем активнее работа по повторению, тем больший эффект имеет усвоение знаний

4. Последний этап прочного усвоения знаний — овладение. Оно дает возможность оперировать знаниями в различных ситуациях, использовать их при изменении условий и применения на практике

Важное место в процессе обучения занимает мотивационная сфера личности субъекта. Мотивы определены задачами, которые перед собой ставит человек и решение которых составляет существенное значение в ее життедияль ьность. Основным мотивом сознательного обучения является естественное стремление подготовиться к будущей деятельности. А в связи с тем, что обучение — это и есть процесс овладения знаниями, добытыми человечеством в процесс и деятельности, то мотив обучения можно вывести как интерес к знанияань.

Процесс обучения существенно зависит от характера конкретного учебного материала и индивидуальных и возрастных особенностей степени развития субъекта

Важным фактором, который имеет большое влияние на человеческую деятельность, является феномен свободы

Если человек действует результате свободного выбора, то она способна преодолеть самые препятствия, порой весьма сложные и многочисленные, чтобы достичь заветной цели. Когда кто-то действует, не имея свободы выбо ору, под принуждением, то он имеет слабую мотивацию для выполнения поставленной задачия.

Поэтому в человеческой деятельности очень важное значение имеет монолитная целостность соотношение необходимости и свободы действий

Необходимость осуществления человеком действия заключается в зависимости от объективных условий, в которых ей приходится принимать решения, и сознательном подчинении определенным признанным нормам. Свобода действий выражается в возм ности реализации самостоятельно выбранных целей и желаний и в определении линии личного метода решения задачия.

Свобода проявляется также и в том, что человек может прекратить действия в ситуации, когда решит, что определенная цель стала для нее неуместной, или ее реализация в новых, изменившихся условиях нерациональная

Читайте также:  Нормы артериального давления по возрасту

В человеческой деятельности неразрывно связаны. Ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. К внешней стороне деятельности принадлежат движения и действия, с помощью которых человек воздействует на внешний св вит, а к внутренней (идеальной) относят познавательные возможности, регуляторные процессы. Эти две стороны взаимно влияют друг на одну.

Их влияние выражается в процессе интериоризации и экстериоризации

интериоризации — процесс перехода от внешней, реального действия к внутренней, идеальной. Вынесение внутренних, умственных действий наружу называют экстериоризации

Такие процессы возможны благодаря наличию у объектов и явлений природной среды определенных устойчивых качеств и закономерностей. Они и становятся категориями, которыми оперирует человеческая психика, регулируя деятельные ость человеки.

Цели и мотивы деятельности

Ф. Н. Гоноболин. «Психология»
Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Деятельность человека характеризуется наличием цели, которую он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности, а есть только отдельные случайные действия. Бывает, что человек сделал что-то, не ставя перед собой определенной цели. Так, сгоряча он совершил поступок, о котором потом сожалел. Результат поступка оказался нежелательным.
В этом случае действия человека не имели характера деятельности, а представляли собой так называемый импульсивный поступок.
На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, т. е. побуждения к ней, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Таким образом, мотив — причина, побуждающая к деятельности, а цель — это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.
Цель не всегда совпадает с мотивом. Но важно, чтобы цель стала мотивом деятельности. Тогда у человека возникает стремление как можно лучше выполнить свою задачу. Это становится его потребностью.
В процессе деятельности перед человеком обычно стоит не одна цель, а целая система подчиненных друг другу целей. Если школьник решает пример по алгебре, то ближайшая его цель — выполнить действия так, чтобы получить правильный ответ. Но за этой непосредственной задачей стоит стремление научиться алгебраическим преобразованиям. Данная цель подчиняется, в свою очередь, более широкой задаче — изучить математику.
Но и это не является конечной целью школьника. За этой задачей стоит более общая, главная цель — стремление юноши стать образованным человеком и знающим специалистом, строителем и членом коммунистического общества.
В этой системе одни из целей являются ближайшими, другие — более отдаленными. Точно так же и мотивы деятельности бывают близкими, или короткими, и далекими. Если человек руководствуется только короткой мотивацией, то у него может не быть перспективы в деятельности. Это говорит об ограниченности его интересов или отсутствии необходимой принципиальности.
Люди, которые руководствуются только ближайшими мотивами, обычно ставят перед собой и примитивные цели (удовлетворить свои материальные потребности, получить удовольствие). Эти люди, как правило, не склонны отказывать себе в чем-либо, они не привыкли преодолевать большие трудности.
Человек, который руководствуется далекой мотивацией, рассматривает ближайшие цели только как необходимый этап, как ступень на пути к достижению главной цели своей деятельности. Трудности не побуждают таких людей отказываться от работы, отдельные неудачи не ослабляют, а только усиливают их стремление к решению поставленной задачи, которая нередко является целью всей жизни.
Недаром И. П. Павлов среди причин, побуждающих его к деятельности, указал на существование трудностей на пути к поставленной цели.

Ссылка на основную публикацию
Цвет ушной серы расскажет о проблемах со здоровьем
Ушная сера – проблемы и решения Что такое ушная сера и зачем она нужна Ушная сера необходима человеческому организму. В...
Хронический гнойный средний отит — причины, симптомы, диагностика и лечение
Хронический двусторонний средний отит Хронический гнойный средний отит Хронический гнойный средний отит (ХГСО) — это хроническое воспаление среднего уха, связанное...
Хронический калькулезный холецистит (история болезни)
История болезни по курсу гастроэнтерологии на тему: «Холецистит хронический калькулезный». Выполнила: студентка 3 курса группы ЛД – 3Б-09 Проверил: зав....
Цвет, запах и pH мочи норма и причины отклонений
Светлая моча. Причины у женщин при частом мочеиспускании, беременности, лечение Светлая моча должна насторожить, ведь обычно она должна быть желтоватого...
Adblock detector